О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить о поло-ролевом воспитании. Поло-ролевое воспитание - это составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребёнок овладевает культурой взаимоотношения полов, понимает роль мужчины и женщины в обществе. Для того, чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми жёнами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», свойственных обоим полам, нравственных качеств.
Открытия делают мужчины, а женщины их совершенствуют. Цель мужского пола – прогресс, а женского – рождение жизни, её сохранение.
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную («гендер» - социальный пол) модель поведения.
Гендерное воспитание
- формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, ребёнок развивается как индивид определённого пола. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, сотрудничество мальчиков и девочек. Дети, более свободные от жёсткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны.
«С какого возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность?»
Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3-4 годам, он наблюдает за поведением мужчин и женщин, через подражание начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Наилучшее время оказать влияние на отношение ориентацию психологическими методами невозможно. Ориентация на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье.
Психологи считают, что мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки, а девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположного пола, но ещё и познание мира.
Шитьё, вязание очень полезно мальчикам 5-7 лет, т.к. пригодится умение пришить пуговицу, развивается мелкая моторика, у мальчиков она развита хуже.
Чтобы преодолеть разобщённость мальчиков и девочек, сформировать дружеские отношения, культуру общения, уважение друг к другу, нужно правильно организовать совместную деятельность детей (игровую, трудовую, художественную).
Для вовлечения девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность мы используем следующие сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей», «Врач и пациент», «День рождения куклы», «Поездка на автобусе», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Магазин» и др. Происходит объединение ролей, но в то же время каждая сторона сохраняет привлекающие её роли.
Придумайте вместе со своим ребенком главные правила для мальчиков и девочек.
Для мальчиков:
- не обижать девочек;
- всегда пропускать девочек вперёд;
- тяжёлую «мужскую» работу брать на себя;
- помогать одевать и снимать пальто;
- изготавливать подарки к 8 марта.
Для девочек:
- всегда благодарить мальчиков за заботу и внимание;
- замечать непорядок в одежде мальчиков и помогать им его устранить;
- изготавливать подарки к 23 февраля.
Неправильная реакция родителей на действия детей в половом воспитании приводит в дальнейшем к агрессивным проявлениям, травмируется психика ребёнка, нарушается сексуальная уравновешенность, а это психическое расстройство, сексуальное отклонение. Поэтому очень важно воспитывать и обучать детей с учётом их пола, и в правильном русле беседовать с ребёнком.